ФО лого
ФЕДЕРАЦИЯ ОСТЕОПАТОВ РОССИИ
меню

К очередной Победе Остеопатии

Mokhov

Гремит бравурный марш. Корреспонденты настроили камеры и микрофоны. Появляются победители. Хор скандирует: «Победа Остеопатии». В воздухе порхают чепчики. Остается только уточнить. Это Победа в войне, в борьбе, в соревнованиях? Над каким противником одержана Победа Остеопатии, празднуемая с таким пафосом и шумом? Что вынесено в качестве знамени Победы Остеопатии? Приказ Миннауки России от 16.09.2020 N 1187 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - Специалитет по специальности 31.05.04 Остеопатия». На знамени Победы можно рассмотреть следы многолетней борьбы. Рассмотрим внимательнее Приказ Миннауки России от 16.09.2020 N 1187, прошедший «военные горнила».

С сожалением следует признать, что нормативный документ, изложенный на 21 странице текста, представляет собой продукт воспаления мозга, описанный в литературе как Канцелярит, причем в его самой тяжелой форме. Из 4197 слов федерального государственного образовательного стандарта слово Остеопатия встречается только 2 раза и то только в названии Приказа и Стандарта. Получается если последовать примерам, многократно представленным в сообществе «Диссернет» и заменить слово «Остеопатия», на любой другой известный термин, имеющий отношение к медицине или парамедицине: «Гомеопатия», «Металлопатия», «Аюрведа» и пр., то текст приказа не дрогнет вообще ни одной буквой, ни одним словом и ни одним абзацем. Удивительный документ и удивительный шаблон, который теперь в качестве прецедента может использоваться при тиражировании в высшем профессиональном образовании тысячи раз.

В качестве образовательного стандарта данный приказ демонстрирует очевидную профессиональную несодержательность и неспецифичность именно к специальности Остеопатия, о чем, кстати, неоднократно указывалось специалистами на этапе подготовки и публичного обсуждения приказа. Но, видимо, профессиональные фильтры механизмов согласования нормативных документов сильно засорились.

Словосочетание «остеопатическая помощь» встречается в ФГОС всего 1 раз. С точки зрения права термин абсолютно некорректный и не содержится ни в одном законодательном или нормативном документе. Статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" четко определяет понятие «Медицинская помощь» и на нем строится вся законодательная и нормативная база системы здравоохранения и образовательного направления «Клиническая медицина» (ФГОС Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология).

Интересная арифметика: 4197 слов приказа, 2 слова «Остеопатия», 1 словосочетание «остеопатическая помощь», а о чем тогда остальной текст нормативного документа?

Читаем внимательно: «1.5. Программа специалитета, реализуемая в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка…». Вероятно специалисты по Остеопатии в рамках специалитета будут готовится в «интересах обороны и безопасности государства»! Вот почему на 21 страницах приказа федеральным государственным организациям, осуществляющим подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства посвящено 12 абзацев и 3 отдельных пункта приказа! По сумме интересы обороны и безопасности государства описаны в нормативном документе (ФГОС специалитет Остеопатия) в объеме 614 слов (14.6%), а остеопатическая помощь 2 словами!

Правовая, смысловая и текстовая нагрузка приказа, вводящего федеральный образовательный стандарт, на оборону и безопасность в 300 раз выше, чем содержательная нагрузка на специальность Остеопатия!

Есть даже пункт приказа, посвященный гостайне: «1.15. Программа специалитета (по Остеопатии), содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны». Кстати, Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 N 853 ФГОС специалитет 31.05.02 Педиатрия вообще не содержит подобных абзацев и текста, посвященных обороне, безопасности и гостайне. Так что, сказать, что в ФГОС по Клинической медицине используются типовые тексты невозможно.

Не смешно совсем. И если без иронии, то всем представителям «Клинической медицины» (Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология) надо бы серьезно вздрогнуть, сбросить информационную пелену с глаз и спросить себя и уполномоченных лиц, как могло состояться нормативное закрепление одного из дискуссионных разделов мануальных практик (раздела парамедицины по оценке ВОЗ во многих странах мира) в качестве уровня высшего профессионального (медицинского) образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Это явная правовая, понятийная и организационно-методическая ошибка, противоречащая духу и букве Федерального законодательства, определяющего уровни и виды высшего профессионального образования, и сложившуюся в России систему высшего медицинского образования.

Именно поэтому текст приказа ФГОС специалитета Остеопатия так тщательно замаскировали в абсолютно универсальный канцеляритный шаблон.

Так над кем одержана победа? Над механизмами государственного регулирования образовательной деятельности. А также над здравым смыслом и только над ним!

И честными эти методы борьбы нельзя назвать никак. Хотя победителей не судят.

Правление ФО

.